Апр
05
2018

ЧОПЫ КАК КОРМУШКА ДЛЯ СИЛОВИКОВ

Система аттестации и проведения периодических проверок частных охранников в современной России больше похожа на профанацию с хорошо отлаженным коррупционным механизмом. Может, именно поэтому в решающий момент сотрудники ЧОПов нередко оказываются неэффективны.

В системе всего три звена: ЧОПы, в составе которых около 900 тысяч охранников по всей стране, негосударственные образовательные учреждения (НОУ), которые занимаются их подготовкой (около 500), и Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы (управление ЛРР), которое контролирует охранную деятельность и включает в себя ряд территориальных подразделений.
До недавних пор Главное управление ЛРР числились в составе МВД. Теперь его вместе со всеми подразделениями передали Росгвардии.

Специалисты, знающие рынок частных охранных услуг изнутри, называют систему лицензионно-разрешительной работы одним из самых коррупционных подразделений силовых ведомств страны. На условиях анонимности представители отрасли согласились рассказать - почему.
Правила в области оборота оружия устанавливают в России законы «Об оружии», «О детективной и охранной деятельности», постановление правительства №814, приказ МВД №288 и в дополнение к нему - «знаменитая» в отрасли «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ».

Из документов следует, что охранники должны проходить периодические проверки, порядок проведения которых определяет орган исполнительной власти в этой отрасли — Главное управление ЛРР. Таким образом, подразделения лицензионно-разрешительной работы получили законный повод устраивать охранникам регулярные проверки, причем ежегодно. «Казалось бы, руководство управления напало на золотую жилу. Но по закону все проверки для охранников должны быть бесплатными.

Кроме того, ни тиров, ни оружия с патронами, ни помещений для проведения проверок, ни средств, ни персонала в самом ведомстве не было. А вот у НОУ все необходимое было. Тогда руководство ЛРР решило проводить проверки на базе образовательных организаций - без возмещения затрат. Они просто прописали в ведомственном приказе №647, что, как правило, проверки проводятся на базах образовательных организаций», - рассказал источник в отрасли, знакомый с ситуацией.

«Нужно отдать должное «умелому» руководству управления лицензионно-разрешительной работы, которое не просто выстроило схему по отъему денег у всех, кто имеет отношение к оружию и охранному бизнесу, но и создало целый механизм защиты своих интересов. Оставалось решить главное: как заставить охранников платить за то, что по закону бесплатно; кто будет собирать деньги и за что (ведь за проверку нельзя)? Тогда появился бизнес-партнер, назовем его В.А.

Он предложил управлению компьютерную программу для проведения проверок, которая сама формирует билеты, подсчитывает результаты, составляет протоколы, выдает процент сдавших и провалившихся. На тот момент в Сети подобных программ было как минимум 20. Средний программист напишет такую за пару недель. Но руководство управления лицензионно-разрешительной работы по понятным причинам выбрало именно программу В.А.», - рассказал один из источников издания.

Главное преимущество ее было вовсе не в технических характеристиках. По словам собеседника, нужна была программа, полностью подконтрольная связке «УЛРР и партнер», чтобы результат проверки можно было сделать любой. Более того, она позволяла монетизировать проверки.

«Чтобы вы понимали, никаких официальных отношений между Главным управлением лицензионно-разрешительной работы и компанией В.А. нет и не было и программу для обязательного повсеместного использования никто не утверждал. Можем только догадываться: что, как и на каких условиях. Но, видимо, в результате взаимовыгодных договоренностей все образовательные организации негласно обязали поставить программу В.А. Он стал брать с НОУ деньги за ее использование — по 70% от суммы, полученной с каждого охранника в зависимости от его разряда. При этом деньги с охранников брали не за проверки, которые по закону должны быть бесплатными, а за тренировки. Чтобы они не думали, что смогут пройти проверку в обход «системы», вопросы написали сами — силами структур ЛРР. А чтобы шли именно в те образовательные организации, которые согласились сотрудничать, руководство управления ЛРР взяло на себя функцию согласования направления охранников на проверку. Другими словами, управление потоками», - отметил источник издания.

«Образовательным организациям озвучили условия: вы подписываете соглашение с подразделением ЛРР о том, что предоставляете свою материально-техническую базу для проведения проверок на безвозмездной основе, устанавливаете нашу программу и обеспечиваете все условия для работы комиссии ЛРР. Мы будем отправлять к вам охранников и обеспечим им положительные результаты проверок. За это вы будете брать с них деньги как за тренировки или подготовку к экзамену. За каждого охранника, который прошел проверку, вы будете отдавать нам 70% полученной суммы - как бы за использование нашей программы», - подтвердил другой представитель отрасли.

По его словам, для охранников стоимость проверки составляла: за 4-й разряд — 5 тыс. рублей, за 5-й — 6 тыс. рублей, за 6-й — 7 тыс. рублей. При этом 1,2,3-го разрядов в классификации просто не существует.
«Только в Москве проверки по системе «без проблем» прошли порядка 110 тыс. охранников. По самым скромным подсчетам, за последний год компания В.А. при поддержке руководства управления ЛРР заработала 385 млн рублей», - отметил источник.

Собеседники издания подчеркнули, что у образовательных организаций не было выхода. Они существовали только за счет первичного обучения, тренировок и подготовки к проверкам. Но когда положительный результат проверки можно купить, смысл обучения теряется. Заплатил — и целый год работаешь до следующей проверки.

ЧОПам тоже дали понять: если проходить аттестацию не по «схеме», могут возникнуть проблемы. Естественно, после таких разъяснений охранники пошли только в те НОУ, которые согласились платить деньги тандему «ГУ ЛРР и партнер» и были в их списке. В результате образовательные организации оказались перед выбором: присоединиться к системе или разориться.

Когда ГУ ЛРР МВД передали в ведение Росгвардии, схему «работы» решили сменить. Недавно появился информационный портал для сотрудников ЧОП — тоже творение компании В.А. Теперь через этот портал охранники записываются на тренировки. Но платят они уже не НОУ — за тренировки, а почему-то индивидуальному предпринимателю (ИП), - за оказание услуг. По новым условиям - 80% прибыли ИП оставляет себе. По информации источников издания, эти деньги делят между собой участники схемы. Остальные идут в образовательные организации в качестве оплаты за обучение и тренировки.
«По сути, схема все та же. Только вот стоимость проверок возросла и проблем стало больше», - отметил один из собеседников.

«Управление лицензионно-разрешительной работы не просто контролирует оборот оружия и патронов в НОУ, но и следит за уровнем образования, согласовывает методики, программы обучения, самостоятельно вменив себе это в обязанности», - подчеркнул он.
Профессия охранника перестала внушать людям доверие во многом не без участия руководства управления ЛРР с его методами работы, считают собеседники издания.

По их мнению, прикрываясь государственными интересами, руководство системы лицензионно-разрешительной работы преследует свои собственные. У представителей охранного бизнеса и образования в этой сфере сложилось впечатление, что все, кто хоть как-то связан с оружием и охранным делом, становятся для подразделений ЛРР средством наживы. И правовую базу система подстраивает по свои корпоративные цели.

Собеседники издания недоумевают: как эта система в принципе могла быть создана и почему так долго существует? Почему законодательные и исполнительные органы власти, которые должны контролировать законность, не принимают мер?

По их мнению, все дело в том, что подзаконные акты принимались в кулуарном режиме, антикоррупционная экспертиза не проводилась. Многие из этих документов можно трактовать двояко — на усмотрение применяющего нормы. Специалистов в данной области у Минюста, прокуратуры, Следственного комитета практически нет. Все это породило схему, с помощью которой руководство управления ЛРР практически полностью узурпировало охранную отрасль и образование в этой сфере.
«Я полагаю, что руководству Росгвардии пока неизвестно, что творится в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Что досталось, то досталось», - отметил один из собеседников издания.

Представители отрасли не отрицают, что контроль за охранно-детективным сообществом и оборотом оружия необходим, и это правильно. В то же время, по их мнению, сейчас складывается впечатление, что вся система заточена исключительно на получение наживы. По их утверждению, действующий порядок наносит ущерб интересам государства, целой отрасли отечественной экономики и отражается на качестве работы людей, задача которых – защищать жизни и имущество.

Автор: Андрей Фролов

Комментарии (21)

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Какая интересная тема.
Давайте попробуем отстраниться только от оружия и расширим её

Собеседники издания недоумевают: как эта система в принципе могла быть создана и почему так долго существует? Почему законодательные и исполнительные органы власти, которые должны контролировать законность, не принимают мер?

Ответ:
Потому что:
1. Данный вид образовательных услуг является дополнительным образованием и не требует оформления лицензии на образовательную деятельность и следовательно содержания соответствующих узкопрофильных преподавателей в штате.
2. Государственным служащим разрешена преподавательская деятельность и запрещена работа в коммерческих организациях на постоянной основе.
2.1 Из этой аксиомы вытекает их желание этой преподавательской деятельностью заниматься без дополнительных обременений в ответственности.
К слову - это едва ли не единственный законный источник дополнительных средств в личном бюджете государственного служащего.
2.2 Сезон аттестации в некоторых сферах деятельности приносит рядовому участнику новый автомобиль либо квартиру.
В 2009-2010 г.г. у нас все управление находилось под следствием именно по этому вопросу, а рядовые инспектора ходили и читали лекции, потому что личный сезонный доход от них был не сопоставим с годовой зарплатой от государства.
ЯСНО?
Никто от этого и никогда не откажется.
2.3. Преподаватель не несет ответственность за свою работу. Его обязанность прийти и прочитать материал. Читающий и принимающий это разные лица далеко не всегда. В некоторых органах работников столько нету. Сократили.
2.4 Госслужащий органа, контролирующего конкретную сферу деятельности не редко является единственным профильным носителем узкоспециальных знаний о ней.
В отсутствии надзора с его стороны, как правило, его наука не является жизненно приоритетной и кому либо нужной. Без неё прожить можно!
3. В договорах с обучаемыми и аттестуемыми указывается конкретное количество часов на обучение.
3.1 Отрыв квалифицированного и высокооплачиваемого персонала на 60-80 академических часов от работы (в днях это 8-10 дней) это убийственный удар по экономике малого предприятия, коим является любой ЧОП, любая мелкая торговая или производственная организация в которой работает до 10-20 человек.
Организация до 10 человек которая не имеет запаса средств на расчетном счету после такого удара может не найти деньги на очередную з/п и прекратить свое существование.
5-10 дней оплаты труда для чопа численностью 100-200 человек с их полным отрывом от работы для проведения планового обучения и аттестации гарантировано для неё убийственны. Независимо от того на сколько разнесено во времени периодическое обучение.
Не забывайте что поборы на аттестацию по Вашей основной деятельности являются не единственными, по мимо них организации оплачивают еще как минимум десяток кормящих услуг по другим видам государственного надзора.
3.2 5-10 дней нахождения государственного служащего вне рабочего места в интересах коммерческой структуры для проведения обучения и аттестации невозможны без его увольнения со службы. Срок обучения заведомо не выполним без серьезного вреда основной деятельности его участников.
3.3 Вывод - допобучение (ношению оружия, пожбезопасности, абсолютно любой другой безопасности - экологической, санитарной, электро, энергетической либо промышленной, вымышленной, мнимой и т.д. и т.п., это законодательный обман.
4. Об аттестации и почему её все таки лучше купить:
Отрицательный результат заказчика не интересует, ни при каких условиях.
Это закон выживания.
Любая коммерческая деятельность - это цепочка положительных результатов (от медкомиссии для работника до цели коммерческой деятельности). Цепочка отрицательных результатов ведет к её ликвидации.
Продаваем только положительный результат.
Могу продолжить, но скажу кратко.
Описанная Вами ситуация характерна абсолютно всем силовым (и мирным государственным) ведомствам без исключения, абсолютно во всех сферах деятельности.
Зовется это "КОРМУШКА".
КОРМУШКА компенсирует убогую зарплату некоторых служб и обеспечивает благосостояние её сподвижников, создана законодательно и регулируется заинтересованными ведомствами.
Там все законно!
Эта система мнимого допобразования выдержала абсолютно все виды проверок на свою законность, во всех населенных пунктах России по всем видам деятельности, кроме конечно перегибов.
Да истина будоражит слух обывателя, но мы же с Вами знаем истинные причины происходящего!
Рост количества необходимых аттестаций (и соответственно предаттестационных подготовок) никогда не повысит уровень безопасности в России.
До Перестройки такой лабуды не было вообще!
Предприятия сами проверяли уровень знания своих сотрудников, а государство участвовало только в аттестации 3-х - 5-ти руководителей организаций раз в 3 года (в некоторых случаях раз в 5 лет).
И все ..... все работало, содержалось в дисциплине и порядке.
Базовое обучение исполнители проходили раз в жизни в специальных учебных заведениях (ПТУ, техникум, ВУЗ и т.д.). Иное было от лукавого.
При аттестации в особоопасных сферах деятельности представитель госоргана участвовал до уровня рабочих специальностей раз в год, глубже и чаще гос-во не лезло.
На этом уровне коррупция была всегда, но была и мера.
Повышение разряда проводилось внутренней комиссией предприятия либо в/ч с отметкой в удостоверении. Хотя это и было нарушением того законодательства (если не участвовал представитель учебного заведения), просто никому и в голову не приходило отрывать людей от производства и приносить вред отрасли. Небольшие отличия касались допаттестаций руководящего звена в сфере безопасности, 3-5 человек от предприятия. В предаттестационной подготовке ИТР на крупных предприятиях представители надзоров участвовали всегда, это был их хлеб и в это никто не лез. Они же и принимали экзамен. Кстати тоже коррупция.

Все мы забыли главное - государство содержится на деньги налогоплательщиков, главная задача которых - зарабатывать деньги.

Задача государства обеспечивать их безопасность и надзор за соблюдением законодательства, а не высасывать деньги из бюджета конечных налогоплательщиков регулярно и абсолютно по любому поводу сверх установленного уровня налога обложения и не создавать оснований для существования паразитических образований в экономике.

Спасибо, надеюсь ответственные лица прочтут это.

Куда-то корнеры делись, по ходу согласны......

А вообще, в серьез - люди ходют на работу за зарплатой.
Если зарплаты им не хватает они компенсируют недостачу всеми возможными методами, один из них - коррупция.
Поэтому бороться с описанной Вами проблемой вне законодательными методами бессмысленно. Прокуратура не найдет нарушений в законах, которые обеспечивают существование коррупции.
Анти коррупционная экспертиза как и всякая современная экспертиза тоже производное от коррупции и во времена коррупции, только над коррупцией рядовой.
Тут требуется не экспертиза, а трезвомыслие.
Рыба тухнет с головы и покуда голове нету до хвоста дела - ничего у Вас не выйдет.

Аватар пользователя corner

Спасибо за мысли Алексей, сейчас эта отрасль - частная охрана накануне реальной революции. Идет реальная драка между несколькими структурами за отраслевой СПК (Совет по профессиональным квалификациям), который будет так или иначе, но контролировать около 2 миллионов потенциальных кандидатов в реестровые специалисты. Вообще-то "в теме" ДНФ - он там за телохранителей отвечает.
То что знаю я точно, это то, что СПК будет за структурами РСПП.
Коррупция сама по себе - это бесплатное приложение к демократии и бороться против нее смешно пока страна строит "развитую демократию" - чем больше демократии, тем выше степень коррупции.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Мы не ищем легких путей, мы их героически преодолеваем.
Нужен всего один шаг на законодательное отделение заинтересованности от объекта интереса.
Надзорные ведомства нужно отделить от законодательных функций,
а законодателей сделать более доступными для следственных органов.
Вытекла коррупционная цепочка из принятого правового акта - статья и надзорщику, который готовил материал и депутату, который его принял.
Тогда федеральные органы исполнительной власти будут реже выступать с законодательной инициативой. И всем вздохнется немного легче.
Только понимая ответственность за совершаемые телодвижения, человек десять раз подумает перед тем как поставить свою подпись.
И есче - явно созрела необходимость законодательного отката до уровня требований до 1991 года в части принципов законотворчества.
Именно нормативно-правовые акты того периода обеспечивали содержание необходимой научно-производственной базы.
Они же способны её и воссоздать.

Население России 146 804 372 чел
Из них:
Охранников - 2 000 000 __________(1/73)
Военнослужащих - 1 500 000 ______(1/98)
Пенсионеров - 42 729 000_________(1/3,4)
Несовершеннолетних - 26 900 000__(1/5,5)
Итого вне производственной сфере
______ 73,1 млн _________________ (1/2)

Каждый второй гражданин России не участвует в создании валового продукта в экономике.

Тут не об охранниках думать надо!
Совсем скоро и охранять нечего будет.

Аватар пользователя corner

Вы еще про чиновников и бюджетников забыли. У меня, например, крайняя уверенность в том, что работает только 10 %. То есть - один с лопатой, а семеро с ложкой.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Опасно это для сохранности государства.

Аватар пользователя corner

Знающие люди говорят о "де жа вю". Все это уже было в конце 80-х в СССР.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

В конце 80-х маховик промышленности крутился на полную и соотношение работающих, подрастающих и остальных слоев населения было иным, Китайцы учились в России и баланс сил в мире был другим.
Недавно задумался насколько богатыми были рядовые работники предприятий.
Для получения квартиры в течении 2-3 лет достаточно было пойти на завод.
Редким специалистам (рабочих специальностей) давали квартиру сразу.
Нормальному здоровому мужику после армии даже в голову не приходило идти в охранники. Мотивации не было!
Сейчас чтобы стать обладателем квартиры надо либо быть очень большим бизнесменом либо залезть в кабалу лет на 20.
Никому и в голову в 80-х не приходила мысль чтоб аттестовать 2 миллиона человек на ношение огнестрельного оружия в мирное время по улицам родной страны.
Года 2-3 назад заходя в продуктовый магазин я увидел охранника с помповым ружьем.
Мужик вел себя естественно, как буд то это его работа.
Вот это - ДЕЖАВЮ!
Первая мысль - страна в состоянии войны, только некоего гибридного типа.
Это явная война в которой никто не прячет оружие, стреляют и убивают.
Все понимают, что ночью ходить без него опасно и если у тебя его нет, то лучше сидеть дома.
В 14-м году здесь в комментариях я написал про поездку в г. Уфа, где ночами (время было 23.30) мамочки свободно разгуливают с детскими колясками, ни у одного заведения не увидел ни одного подвыпившего человека. Прогулку закончили в 2 ночи на ж/д вокзале, примерно час шли с ул. Ленина вдоль ж/д путей ночью, встречали только станционных обходчиков. Мы упивались этой другой жизнью.
Но это совсем другое государство, там именно так.
Лично у меня дежавю нет, есть очевидное понимание призрачности бытия под названием Россия.
Одни принимают законы что бы оббирать других, гарантированно их оббирают и этим живут.
Другие обеспечивают жизнь сим олигархам и зовутся властью.
И третьи, что оплачивают бал "челюстью на полке" и очень не богатым существованием.
Какое тут дежавю?
У нас нет государства, в законах нет государственных интересов.
Частные есть - все частное, а государственных даже следа нет.

Аватар пользователя corner

Это Алексей и есть Демократия - религия имущих.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Неужели нужна война, чтобы власть имущие проснулись?

Аватар пользователя corner

Война нужна для того, чтобы власть имущие обогатились.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Вы правы в условиях государства, которое ведет войну не на своей территории. Россию от войны отделяет только наличие ядерного оружия и эффективных средств его доставки. Рассматривать наше государство как объект обогащения кого либо на его территории в условиях возможной войны наверное нету смысла. Текущие покусывание со стороны США и стран Европы происходит как раз из за внутренней слабости России как целостного государства. Россия заражена внутренними паразитическими болезнями, которые сковали её экономику. При наличии всех необходимых предпосылок для её развития.
Под войной я имел в виду необходимость во внешнем пинке к смене внутренних интересов.
Сможет ли действующее руководство уклонившись от войны, переосознать источники проблем в экономике, изменить приоритеты и занять весомую роль на мировом рынке?

Аватар пользователя corner

Наше руководство - это вообще вопрос настолько курьезный, что его просто нет смыла обсуждать. Кратко - изменить оно ничего не может, такая созданная за последние двадцать лет система взяла это самое руководство в заложники.
Глобально изменить ничего нельзя по многим причинам. пока не наступит осознание реальности и вектор интересов изменится. Вероятность крайне низкая.

Первая причина - это ошибочные вектор интеграции в мировую политическую и экономическую модель или систему. Весь мир катится в пропасть, так как цивилизация развивается по порочному пути. Россия упорно старается интегрироваться с ущербным.Как можно получить что-то от того, что гниет ?

Вторая - это отсутствие самосознания. Россия - это не Европа и не Азия - это самодостаточное государство в известных границах. Самодостаточность - это залог независимости, но руководство считает, что именно интеграция с западом или востоком залог процветания.Так вот ни Восток ни Запад так не считают. Они видят в России свиноматку, которую можно посасывать, так как зарезать ее нельзя - она имеет ядерное оружие. В упрощенном виде - все примерно так.

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Самосознание - обманчивое свойство колобрационизма.
Важный элемент эффективной манипуляции над интересами существующей системы.
Будучи запрессованным между верхней и нижней наковальней вертикали власти, оно способно найти альтернативу вне "поршня с цилиндрами" и быть перекупленным как Михаил Сергеевич на этапе ослабленного контроля над личностью.
Ведь ему в подкорку внушили идею "Перестройки системы", а система безопасности государства будучи в подчинении первого лица стала ему врождено-чуждой.
Самоосознался внезапно.

Государству нужен институт (инструмент) аналитического контроля поступков первых лиц и исполнительных органов власти.
Эту задачу решает оперативный соцопрос конечных граждан.
Возможно имеет смысл создать "мобильный диалог" власти с гражданами и путем анализа ответов выводить истину.
Коли она конечно кому то нужна.
Мнение части населения в возрасте 50 и более лет, 40-50 лет - это мнение думающего слоя населения, уже лишенного иллюзий.
Диалог должен стать обязательным в виде типовых ответов на типовые вопросы посредством мобильной связи и мобильной идентификации. Взамен гражданин получает условные балы репутации (участия). Похожая система мотивации отработана на форуме чипмэкер, только там участники получают единицы репутации друг от друга. И между прочим отлично мотивируются на участие, у каждого участника есть своя "Репутация".
В этом ракурсе самосознание каждого гражданина будет работать на государство и может стать частью его политики.
Однако оборотной стороной вопроса станет необходимость работы над собой и первых лиц, ведь им тоже придется как то пополнять свою репутацию, коли каждый выразит им свое спасибо либо "палец вниз".
Каково Ваше мнение по этому поводу?
Вот без обид, все руководители, чье самосознание выше среднего, сплошь и рядом работают первым делом на свой карман, потому что осознают что им шанс выпал ...

Аватар пользователя Алексей Ремизов

А вообще-то забавная картина получается. Вопиющая проблема коррупции при всевозможной аттестации замечается руководящим составом силовых структур только по выходу оных на пенсию и поступлению в структуры безопасности коммерческих организаций и банков в которых они неизбежно упираются в существующий бардак.
До этого они не касаются этого вопроса и поэтому не обращают на него ровным счетом никакого внимания.
Исторически коррупция опережает их на поколение!
А когда они уходят на пенсию - то утрачивают способность на неё повлиять вообще и в принципе. Ну а тем кто приходит им на смену вопрос еще не так насущен. Поэтому коррупция непобедима!
Ох и интересную же Вы тему подняли!
Риторическую! Прям проблема отцов и детей.

Аватар пользователя corner

Коррупция непобедима по причине того, что она является бесплатным приложением ( или неотъемлемой частью, как хотите) той самой демократии. Нельзя запретить чиновнику хотеть стать состоятельным человеком и жить на одну зарплату, когда рядом люди делают бизнес...

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Она и при Брежневе была и до него.

Аватар пользователя Независимый неэксперт

Забавное наблюдение: в повседневной жизни за работниками ЧОП закрепилось название "чоповцы", которое можно разделить на два слова: "ЧОП" и "овцы". А с овец, как известно, ежегодно шерсть стригут. "Как вы яхту назовете - так она и поплывет". Судьба, однако!)

Аватар пользователя corner

Мнение ДНФ, которого пророчат в отраслевой СПК как основного специалиста по телохранителям :

Уважаемые коллеги, меня волею судеб полтора года назад занесло в этот процесс, так как уставная деятельность НАСТ России определяет целью «становление профессионального подхода к обеспечению личной безопасности в России». Дискуссия вокруг «стандартов» многоликая и с моей точки зрения, еще раз повторю именно с моей, абстрактна.

НАСТ России обратился именно к стандартам в 1996 году, когда проходило становление Академии — людей нужно было обучить, в 2000 году, когда потребовалось проверить их умение НАСТ организовал ежегодный профессиональный аудит и провел их более 25 включая международные и региональные (но по своему стандарту). Далее в 2004 году появились рыночные стандарты — это что почем, как, и что будет если… Так вот это все работает только в рамках деятельности и ответсвенности НАСТ и только благодаря тому, что нам это НУЖНО. Стандарт можно установить легко, но поддерживать его — это огромные энергозатраты не всегда понятно на что потраченные.

То, что касается текущей ситуации я скажу просто :

Стандарты, согласно общей концепции государственной мысли носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, они НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ. Невозможно государству всех причесать под одну гребенку. Стандарт — это описательная категория. Причем, не содержащая ничего оригинального.

Стандарты в безопасности о которых только мертвый не талдычит, по моему мнению, это просто перенос основных принципов (основы взаимоотношений между людьми), по которым мы работаем на бумагу с вульгарным (упрощенным)переводом профессиональных терминов на простой русский язык, понятный министерским чиновникам. Чем больше слов и терминов, тем больше они порождают противоречий в разговорах при обсуждении проектов и естественно генерируют неприятия людей, стремящихся выполнить указание Совета Министров по «стандартизации» в самом широком смысле этого абстрактного слова. В приличном министерстве имеющим СОБСТВЕННУЮ КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ никто не подпишет им непонятного или противоречивого, если, конечно …

Итак, что мы имеем на сегодня :

Есть мысль создать некий госстандарт (Технический Комитет ТК 208), так как страна в лице Госстата хочет знать что такое «охранная деятельность», как вид экономической деятельности. Все. После заседания в марте через неделю я направил Олегу Владимировичу Климочкину свое видение стандарта деятельности телохранителей в этом контексте. Я умыл руки.Я точно знаю, что на рынке эти тексты ни на что это не влияют. Телохранители как работают, так и будут работать.Не важно что я там написал для государства. Они этими текстами не руководствуются. У них есть табели постов, а не госстандарты.

Есть профстандарт, который желает иметь уже Минтруда и соцразвития. Это не менее абстрактный документ, который устанавливает некоторую зависимость полномочий и, соответствующей ответственности от уровня квалификации, который достигается соответственным обучением/образованием. Конкретный приказ устанавливает Для МИНИСТЕРСТВА 9 квалификационных уровней. Первый уровень — любой трудяга может делать работу после инструктажа (учится вообще не нужно), девятый — человек решает вопросы на международном уровне (куча всяких образований). Все. Аминь.
Эти программы обучения «под стандарт» «литует» утверждает Минобразования. Нельзя ставить на пост неподготовленного сотрудника. Это так устроено и по сути — верно.
Но причем здесь рынок ? Какая разница вашему заказчику, что написано в министерских бумагах? Ему нужна услуга. Термин «качественная» — лишний. Попробовали бы вы заключить договор на «некачественное исполнение услуги».

Первый раскат грома на затянутом тучах горизонте профессионального светлого будущего страны грянул 22 января 2013 года в образе Постановления правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», подписанного Председателем Правительства РФ. В коротком и емком тексте указывается кто, как , за счет чего может разрабатывать профстандарты. При этом, на разработку стандартов для госнужд выделяются бюджеты. Далее постановление расписывает порядок прохождения регистрации стандарта в реестре краснознаменного Минтруда.
В день космонавтики 12 апреля 2013 года в молниях и громе потише сверзился на землю приказ уже самого Минтруда России № 148н со сложным для осознания рядового профессионала названием/заголовком «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Отличный, можно сказать, с точки зрения штабной культуры документ, который полностью логичен и вытекает из вышестоящего постановления.

Государственная мысль к 2014 году поняла, что стандарты — это конечно хорошо, но нужен инструмент их реализации на практике. Иначе они все остаются на бумаге. Гайки, резьбу, напряжение и прочие размеры можно стандартизировать, но вот услуги можно только описать.

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Сам Нацсовет образован рабочими группами. Так вот ключевую группу, которая и отвечает за создание (регистрацию) СПК возглавляет Александр Николаевич Шохин. Говоря языком высоких кабинетов “он решает” кому быть, а кому подождать.

Качественное обновление этой замечательной фундаментальной идеи по приведению к общему знаменателю всей экономической деятельности произошло 29 июня 2015 года в виде появления Федерального закона “О стандартизации в Российской Федерации” №162-ФЗ.

2017 год 1 января вступил в силу — закон № 238 «О независимой оценке квалификации». Нужно сказать курс на реализацию идеи квалификации у государства очень последовательный.

Теперь упрощенно:

ГосМысль придумала НацСовет по ПрофКвалификациям при Президенте РФ, который и поныне возглавляет А.Н. Шохин, являющийся главным и в РСПП. То есть, ВСЯ ГОССИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИИ находится именно в этих руках. Никакая Росгвардия, ФСБ, ФСО и прочие МВД отношения к квалификации по закону не имеют.

Система Госквалификации зиждется на СПК — государство делегировало фукцию определения КВАЛИФИКАЦИИ, а не СТАНДАРТОВ, профильным СПЕЦИАЛИСТАМ, а не организациям. СПК делегирует функции проверки/экзамена ЦОК — центрам оценки квалификации. Не профильным ЧОУ/НОУ, а ЦОК — уполномоченному юр.лицу, которое определяет как и ПОЧЕМ будут проходить квалификационные экзамены.
ГЛАВНОЕ — это не обязательно ! Это определяет рынок. Надо — иди, не надо — не ходи. Кто будет платить за эти экзамены ? Кому они будут нужны. Это — сама идея. Никого не заставляют. По той же идее заставить может только рынок. Не будешь квалифицированным — будешь малооплачиваемым или вообще безработным. а это — своеобразный стимул и прообраз социального лифта.

Идея, на мой взгляд такая же абстрактная, как и стандартизация. Почему абстрактная ? А какова цель всей этой забавы? И если кто-то ее определил, то каковы альтернативные пути ее достижения ? Самы простой и надежный — это облечение полномочиями и… установление персональной ответственности за исполнение госпрограмм. Но «это -не наш метод».

Далее :

В России уже есть тридцать отраслевых СПК. № 31 в реестре занимает временная комиссия по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности под руководством Исполнительного вице-президента РСПП В.М. Черепова.
Не имея некоторого количества отраслевых стандартов НСПК — Нацсовет (как говорят в кулуарах) не может зарегистрировать СПК. Я уверен, что это не совсем так. Создать СПК — две минуты. Стандарты здесь ни причем. Нет такого условия в законах. Логика наоборот подсказывает, что сначала нужно создать структуру,нагруженную целью и задачами, а потом уже править исходники. ЛЮди будут мотивированы и при правильном целеполагании эффективность будет гораздо выше, чем при ситуации, когда второстепенные моменты не могут быть согласованы между теми, кто претендует на включение света в конце тоннеля.

Поэтому уже пару лет идет странная с моей точки зрения «работа» над стандартами. Вместо того, чтобы договориться с министерскими функционерами просто о том, чтобы написать и принять ЛЮБОЙ документ, который «позволяет НСПК создать отраслевой СПК», а потом уже продолжить работу над его актуализацией (это есть такой официальный термин) коллеги пишут массу документов, которые только запутывают ситуацию, загоняя ее в логический тупик.

Я написал стандарт для телохранителей на 30 листах. За две недели.Выложен на Гардинфо. Так вот имея опыт работы в кремлевских кабинетах в восьмидесятые годы, я понимаю, что для дела, мне все равно как «порубят» мой труд. Главное, чтобы ФОРМАЛЬНАЯ сторона была соблюдена. Далее,программы обучения — это проще простого. Не важно что написано, важно что происходит на само деле ! Если в программе обозначена тема, то значение имеет какого уровня подготовленности преподаватель ее будет читать своим слушателям.

КЛЮЧ КО ВСЕЙ ЭТОЙ ЗАБАВЕ с обучением и экзаменами — профтребования СПК к квалификационным сессиям, выраженных в профессиональном измерении. Очки, секунды, точность и компетентность. Это могут сделать только те, кто работал на постах. Это — ключ и к экономической основе СПК — ЦОКам.

НАСТ России провела такую тестовую сессию в полном соответствии с требованиями ФЗ №238 в сентябре прошлого года. В Россоши. Принцип — один день, все включено и минимальная себестоимость. ВСЕ УЖЕ ЕСТЬ — принципы организации и документы и порядок обжалования результатов и переходные нормативы, но это все для телохранителей, которых пока нет…

Кстати, стоимость такой сессии для телохранителей будет не больше 15 000 рублей ( цифры 2017 года).

Резюме:

Отрасль находится в предреволюционной ситуации. Те, кто это не отражает, через год-два исчезнут с рынка.
КЛЮЧ к ситуации в государственном масштабе ( а не узко меркантильном как у отдельного ЧОПа) находится в РЕЕСТРЕ , который будет вести НАРК. То есть при появлении СПК на рынке тут же появятся «реестровые» (читай государственно-квалифицированные) охранники и «остальные». Это касается ВСЕХ отраслевых или профильных услуг, оказываемых на коммерческой основе.

В том числе и ОБУЧЕНИЯ в ЧОУ/НОУ. Как же могут обучать охранников не реестровые преподаватели и их неквалифицированные руководители. Мне сказали — это Минобразование пусть решает. Нет и еще раз нет. Это должны решать те, кто отвечает за профильную квалификацию . Обучение — это архиважнейшая часть профподготовки. Те, кто несет ответственность перед государством вправе спросить и право определять весь порядок в своей епархии. Чтобы избежать ситуации, когда обученные в непрофильных НОУ охранники не сдают квалификационную сессию, эти НОУ /ЧОУ должны быть профильными, а не Минобразования, которое утверждает некие «программы обучения» в которых они понимают ровно столько, сколько и их коллеги из Минтруда, которые утверждают стандарты, в соответствии с которыми этипрограммы и пишутся. Чтобы контролировать этот процесс изготовления отличника боевой и политической подготовки в частной охране нужно начинать именно с первой четверти первого класса его обучения.

На самом деле «стандартизация» — это джин из бутылки. Ему главно правильно поставить задачу. Чего вы хотите ?

ФГУПы, ЧОПы, организации с особыми уставными и т.п. будут вынуждены квалифицировать своих работников для оказания услуг на коммерческой основе. Иначе у потребителя ( читай РСПП) возникнет вопрос а что-то за ребята там у меня работают, почему не «реестровые», а «шаровые» ( «шара» — это музыкальный сленг, который обозначает игру в ансамбле без подготовки) ? Требования к охранникам — это ключ к будущему рынка и вопрос политический (управленческий) . То есть можно «включить крутизну» и сделать очень высокие технические требования для кандидатов и они будут вынуждены шлифовать свое профмастерство, чтобы стать «реестровыми». При этом обучение как таковое ничего не решает. Сдают навыки — то есть механистические действия, вырабатываемые путем многократного повторения. 200 раз БЕСПЛАТНО повтори и сдавай…

Вопрос оплаты за это удовольствие обладать «реестровыми гвардейцами» будет решаться рыночными
методами. Если РСПП (например) будет рекомендовать своим членам заключать договора на оказание услуг ТОЛЬКО реестровыми охранниками, то ЧОП будет стараться так или иначе получить таковых в свой штат, чтобы соответствовать требованиям клиента. Будут они платить за сессии ( НЕ ЗА ОБУЧЕНИЕ) ? Но и ушлый и умелый охранник может самолично пройти сессию и получить заветный реестровый номер, чтобы продать себя подороже.

Себестоимость этих манипуляций усилиями профссобщества должна быть переложена на клиента. Если вы, как клиент, хотите реестровых — платите цифру. Если шаровых — то достаточно и вот таких денег. Тогда клиент, как в случае с пожаром в Кемерово будет нести ответственность, если он воспользовался неквалифицированной охраной, а если пожар «прохлопали» реестровые, то ЧОП. Ключ всей оценки ситуаций с наличие ущерба в любой форме — табель поста, который закрепляет персональную ответственность . Это длинный разговор. Но суть профессионального рынка именно в документах, с которых начинается бизнес, а не с бухгалтерии, которой, как правило, все заканчивается.

Ситуация революционна и тем, что после появления СПК рано или поздно но встанет вопрос о двойном контроле. Почему при наличии системы государственной, да еще и независимой квалификации Росгвардия проводит какие-то там проверки умений и навыков? Контроль деятельности — это святое, а качество рабочей силы — это удел Национального Совета при Президенте РФ, а не ведомственного управления. Зачем же тогда Совмин весь этот огород городил?

И это только вершина айсберга.

Переходной период в этой революции может занять до пяти лет. Все зависит от энергии членов будущего СПК и резистивности госмашины.

Есть вопросы ? Готов ответить.

взято с портала Гардинфо

Аватар пользователя Русский

вопрос один, риторический, все ли шаровые-левополушариевые?

"Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностных лиц, предусмотреть все специальные случаи и дать в перед соответствубщие указания, а потому господа инженеры и техники должны проявить инициативу и руководствоваться знанием своей специальности и с пользой делу прилагать все усилия для оправдания своего назначения."
(из циркуляра морского технического комитета № 15 от 29.11.1910)

Аватар пользователя Алексей Ремизов

Любой человек, которому присваивается квалификация охраника и выдается оружие, становится единицей двойного назначения как для интересов коммерческой организации в мирное время так и для государственных интересов на случай войны.
Причем единицей, обладающей повышенной подготовкой на фоне любых гражданских лиц.
Исходя из этого смею предположить необходимость закрепления параметров его квалификации на государственном уровне в обязательном порядке.
А в разряд рекомендательных требований надобно вкладывать качества, необходимые охраннику либо телохранителю (ОТ) в невоенное время в общении с гражданскими людьми и гражданским законодательством.
Привлечение О и Т к военной службе в случае необходимости сокращает время на их подготовку в качестве военнослужащих.
Ротация воинских званий в мирное время для О и Т не требуется, а вот опыт руководства фактически военизированным подразделением О и Т, полученный в мирное время целесообразно использовать на офицерских должностях в условиях военных действий. Для этого его надо фиксировать в квалификационных документах.

Подобная интеграция коммерческих и государственных интересов в квалификационные стандарты О и Т в текущей мировой обстановке очевидно целесообразна.

Каково Ваше мнение?

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"